Гигантский завод по производству электрических батарей, окруженный высокими зелеными соснами, в 125 милях к югу от Северного полярного круга, быстро обретает форму на территории размером с 71 футбольное поле.
Проект будет гигафабрикой — термин, придуманный основателем Tesla Илоном Маском для описания его первого крупномасштабного завода по производству литий-ионных аккумуляторных элементов в глубине пустыни Невада.
Стартап Northvolt, основанный двумя бывшими руководителями Tesla, находится в Скеллефтео, гораздо в более прохладном месте на севере Швеции. Но отсюда компания надеется поставлять четверть европейских электрических батарей, поскольку спрос на электромобили резко возрастает в условиях глобальной гонки за сокращение выбросов углерода.
Согласно последнему прогнозу инвестиционного банка UBS, к 2030 году 40% всех проданных новых автомобилей будут электрическими, а к 2040 году они вырастут почти до 100% рынка новых автомобилей.
— Если вы посмотрите на планы всех производителей автомобилей по производству этих электромобилей, количество ячеек, к которым вам понадобится доступ, будет просто огромным, — говорит менеджер завода Фредрик Хедлунд. Он уверен, что все будет готово к началу производства уже в конце этого года.
Northvolt стремится производить батареи, достаточные для питания почти 300 тысяч электромобилей в год. Компания уже получила заказ от Volkswagen на сумму 14 миллиардов долларов на производство своих аккумуляторов на следующее десятилетие и планирует долгосрочное партнерство со шведским производителем грузовиков и автобусов Scania.
Недавно представители стартапа объявили, что привлекли еще 2,75 миллиарда долларов для финансирования своего расширения.
— Мы создаем совершенно новую отрасль, которой на самом деле не существовало в таких масштабах, — говорит Хедлунд, шагая по охраняемому объекту в неоново-желтой куртке, — Я думаю, что не только я, но и многие люди считают, что это самый крутой проект в Европе на данный момент.
По крайней мере, в северной Швеции не было более разрекламированного проекта с тех пор, как горняки буквально добыли золото 100 лет назад. Но для Northvolt вода сейчас является самым ценным активом в регионе, поскольку производитель стремится создать «самую экологичную батарею в мире», гарантируя, что его производственные технологии будут такими же безопасными для климата, как и его продукция.
Возобновляемая гидроэлектроэнергия из реки Шеллефте будет подпитывать процесс производства батарей на месте, который включает использование гигантских смесителей для объединения лития, кобальта и других металлов и сушку активного материала в рядах промышленных печей. Они только что были установлены. Местный доступ к сырью и планы для завода по переработке аккумуляторных батарей также позволят снизить собственный углеродный след завода.
Тем не менее в «зеленом круге» все еще есть пробелы: некоторые сотрудники еженедельно добираются до места на самолете из других городов Швеции, а многие другие ездят на места на неэлектрических автомобилях.
Однако, по словам Матха Боллена, профессора электроэнергетики в кампусе технологического университета Лулео, на другом берегу реки Шеллефтео, усилия фирмы далеки от того, чтобы помешать компании.
Несмотря на то, что экологические достижения Northvolt привлекли внимание к шведскому проекту, компания является одной из растущего числа европейских компаний, которые вторгаются в индустрию гигафабрик, которая, наряду с Tesla, в значительной степени состоит из азиатских игроков.
Норвежская энергетическая компания Freyr планирует построить гигантский завод, работающий на ветровой и гидроэнергетике, в Му-и-Ране, удаленном прибрежном городке, расположенном недалеко от одного из самых популярных горнолыжных курортов страны. Daimler и BMZ уже создали энергоэффективные гигафабрики в Германии. Французский стартап Verkor планирует строительство завода к северу от Тулузы.
Великобритания немного отстает от своих северных европейских соседей, хотя участок площадью 235 акров (95 гектаров) в Нортумберленде должен стать первым действующей гигафабрикой к концу 2023 года. Управляется фирмой Britishvolt (которая не имеет ничего общего со шведской Northvolt). Несмотря на похожее название, он будет питаться гидроэлектроэнергией из Норвегии, а также оффшорными ветряными электростанциями.
— Мы, безусловно, очень сильно стараемся ускориться, чтобы догнать остальных, — говорит председатель компании Питер Ролтон. У него амбициозные планы не просто «предоставить Великобритании собственные местные запасы аккумуляторных батарей для электромобилей», но и произвести достаточно продукции, чтобы восполнить пробелы в других европейских странах, поскольку спрос на электромобили растет.
Сэнди Фицпатрик из Лондона, который следит за тенденциями в области транспортных средств для глобальной компании Canalys по анализу технологий, уверен, что на рынке будет достаточно места для нового наплыва европейских игроков.
По ее словам, обильные поставки аккумуляторов местного производства будут хороши для рынка электромобилей, но также станут важной стратегией брендинга для европейских автопроизводителей.
Они сталкиваются с растущим давлением, чтобы предложить действительно устойчивые бизнес-модели после так называемого скандала с дизельными воротами, когда Volkswagen был уличен в использовании нелегального программного обеспечения для манипулирования результатами испытаний дизельных выбросов.
— Сказать, что вся их цепочка поставок состоит из экологически чистых и экологически чистых компонентов, это очень хороший сигнал для потребителей, — говорит Фитцпатрик.
— В отличие от использования компонентов, которые привозят самолетом и которые имеют высокий углеродный след, потому что они доставляются со всего мира и производятся крайне углеёмкими методами.
Но она считает, что европейские производители автомобилей и аккумуляторов по-прежнему будут сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны крупных азиатских брендов, многие из которых уже открыли свои собственные гигафабрики в ЕС. К ним относятся LG Chem, у которой есть завод в Польше, а также Samsung SDI и SK Innovation, которые построили заводы в Венгрии.
Более подробную информацию об этом событии можно прочесть в статье Мэдди Сэведж из новостного издания BBC.