Ученые из Австралии, Германии, Франции и США изменили временную шкалу происхождения сложной жизни, перевернув открытие, сделанное десять лет назад. В двух дополнительных исследованиях они показали, что молекулярные окаменелости, ранее считавшиеся самыми ранними признаками жизни животных, на самом деле были созданы водорослями — и это имеет большое значение для нашего понимания эволюции.
«Это приближает древнейшие свидетельства существования животных почти на 100 миллионов лет назад к сегодняшнему дню», — говорит Леннарт ван Малдегам из Австралийского национального университета (ANU), соавтор одного исследования.
Благодаря статье Лорен Фьюдж стало известно, что он также говорит, что «большинство окаменелостей, о которых мы обычно думаем, представляют собой кости или раковины, однако биоминерализация, черта, которая позволяет производить эти особенности скелета, возникла только около 550 миллионов лет назад».
Организмы эдиакарского периода, непосредственно предшествовавшего кембрию, между 635–542 миллионами лет назад, имели необычные тела, полностью состоящие из мягких частей. Это означает, что они существуют только как следы окаменелостей, как отрицательные отпечатки на скалах, очерчивающие их тела. Это также означает, что у нас мало информации о них — некоторые даже утверждают, что это были растения, а не животные.
Ученые могут также использовать другие методы для идентификации биологических останков, такие как изучение «молекулярных окаменелостей»: молекул, которые должны были быть созданы живым существом. Многие из них получены из липидов (молекул жира) и могут быть связаны с определенными группами организмов.
«Десять лет назад ученые обнаружили молекулярные окаменелости животного стероида в породах, которые когда-то были на дне древнего моря на Ближнем Востоке», — говорит соавтор ANU Йохен Брокс.
Губки — единственные известные живые организмы, которые могут производить этот стероид, и с тех пор похожие молекулярные окаменелости были обнаружены в двадцати разных местах по всему миру.
По словам Брокса, «большой вопрос заключался в том, как эти губки могли быть такими многочисленными, покрывая большую часть морского дна по всему миру, но не оставлять окаменелостей тела?»
Они заметили, что молекулы, ранее связанные с губками, были идентичными другим молекулам, которые образовались, когда отложения водорослей превратились в камни.