Яд плюющихся кобр эволюционировал, чтобы причинить больше боли

Кобры защищаются, стреляя струями яда в глаза нападающим. Новое исследование предполагает, что в течение нескольких миллионов лет все три группы этих кобр независимо адаптировали химический состав своих токсинов таким же образом, чтобы причинить боль потенциальному хищнику. Работа представляет собой новый пример конвергентной эволюции, которая «углубляет наше понимание этой уникальной системы» применения яда, — говорит Тимоти Джексон, эволюционный токсинолог из Мельбурнского университета.

Как и другие кобры, плюющиеся представители кусают нападающих в целях самообороны. Однако плевок — их фирменный прием, а змеи — отличные стрелки. Они могут направить поток яда в лицо злоумышленнику с расстояния более 2 метров, целясь в глаза. Поведение представляет собой мощную защиту, которая эволюционировала самостоятельно три раза у разных видов: у азиатских кобр, африканских кобр и ринкхалов (Hemachatus haemachatus), обитающих на юге Африки.

Ученые ранее обнаружили, что яд некоторых змей эволюционировал, чтобы лучше подчинять себе  добычу. Проанализировав яды 17 видов на умение плевать и измерив эффекты плевков, биолог Николас Кейсвелл из Ливерпульской школы тропической медицины и его коллеги проверили, изменился ли состав яда кобры с течением времени для повышения эффективности защиты.

Наиболее распространенными соединениями в яде кобры являются так называемые токсины трех пальцев — белки, названные по своей трехмерной химической форме. Кейсвелл и его коллеги обнаружили, что эти токсины одинаково многочисленны в яде плюющихся кобр и нешпиттеров, составляя около 60% токсичных молекул. Однако яд в плевках содержал более высокие уровни другой группы белков, известных как токсины фосфолипазы А2, которые вырабатываются только в небольших количествах или не вырабатываются вовсе.

Полное исследование можно прочитать в статье зарубежного издания.