Используя мРНК, адаптированную к опухоли каждого пациента, вакцина, возможно, предотвратила возвращение одной из самых смертоносных форм рака у половины тех, кто ее получил.
Пять лет назад небольшая группа ученых-онкологов, собравшихся в ресторане в заброшенной церковной больнице в Майнце, Германия, разработала дерзкий план: они испытают свою новую противораковую вакцину против одной из самых заразных форм болезни.
В среду ученые сообщили о результатах, которые бросают вызов сомнительным прогнозам. Вакцина спровоцировала иммунный ответ у половины пролеченных пациентов, и у этих людей не было рецидивов рака в ходе исследования — открытие, которое сторонние эксперты назвали чрезвычайно многообещающим.
Исследование, опубликованное в журнале Nature, стало важной вехой в многолетнем движении по созданию противораковых вакцин, адаптированных к опухолям отдельных пациентов.
Исследователи из Мемориального онкологического центра имени Слоуна-Кеттеринга в Нью-Йорке под руководством доктора Винода Балачандрана извлекли опухоли пациентов и отправили их образцы в Германию. Там ученые из BioNTech, компании, которая совместно с Pfizer создала очень успешную вакцину от Covid, проанализировали генетический состав определенных белков на поверхности раковых клеток.
Затем, используя эти генетические данные, ученые BioNTech создали персонализированные вакцины, предназначенные для обучения иммунной системы каждого пациента атаковать опухоли. Как и прививки Covid от BioNTech, противораковые вакцины основаны на матричной РНК. В этом случае вакцины инструктировали клетки пациентов производить некоторые из тех же белков, что и в их иссеченных опухолях, что потенциально могло спровоцировать иммунный ответ, который пригодится против реальных раковых клеток.
«Это первый доказуемый успех — и я назову его успехом, несмотря на предварительный характер исследования — мРНК-вакцины при раке поджелудочной железы», — сказал доктор Анирбан Майтра, специалист по болезни в Техасском университете.
Стоит отметить, что исследование не могло полностью исключить другие факторы, помимо вакцины, которые способствовали улучшению результатов у некоторых пациентов.
Помимо этого, «стоимость является основным препятствием для более широкого использования этих типов вакцин», — сказала доктор Ниха Заиди, специалист по раку поджелудочной железы в Медицинской школе Университета Джона Хопкинса. Это потенциально может привести к неравенству в доступе.
Но тот простой факт, что ученые могут так быстро создавать, проверять качество и доставлять персонализированные противораковые вакцины — пациенты начали получать вакцины внутривенно примерно через девять недель после удаления опухоли, — был многообещающим признаком, считают эксперты.
С самого начала исследования, в декабре 2019 года, BioNTech сократила процесс до шести недель, сказал доктор Угур Сахин, соучредитель компании, работавший над исследованием. В конце концов, компания намеревается производить противораковые вакцины за четыре недели.
По словам доктора Сахина, с тех пор, как компания BioNTech впервые начала тестировать вакцины около десяти лет назад, она снизила стоимость примерно с 350 000 долларов за дозу до менее чем 100 000 долларов за счет автоматизации производства.
Персонализированная вакцина против рака мРНК, разработанная Moderna и Merck, снизила риск рецидива у пациентов, перенесших операцию по поводу меланомы, типа рака кожи, о чем компании объявили в прошлом месяце. Но последнее исследование подняло планку выше, нацелившись на рак поджелудочной железы, который, как считается, имеет меньше генетических изменений, которые сделали бы его созревшим для лечения вакцинами.