Вот почему некоторые художники эпохи Возрождения забрасывали свои картины маслом. Смешивание желтка с масляными красками, возможно, помогло предотвратить пожелтение и растрескивание, считают ученые.
Историки искусства часто желают, чтобы художники эпохи Возрождения могли раскрыть секреты своего ремесла. Теперь ученые, возможно, выяснили один секрет, используя химию и физику.
На рубеже 15-го века в Италии масляные краски заменили темперные краски на яичной основе в качестве доминирующего носителя. Во время этого перехода художники, в том числе Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, также экспериментировали с красками, сделанными из масла и яиц. Но было неясно, как добавление яиц в масляные краски могло повлиять на произведение искусства.
«Обычно, когда мы думаем об искусстве, не все думают о науке, которая стоит за ним», — говорит инженер-химик Офели Ранке из Технологического института Карлсруэ в Германии.
В лаборатории Ранке и его коллеги разработали два рецепта масляных красок с яйцами, чтобы сравнить их с обычной масляной краской. Одна смесь содержала свежий яичный желток, смешанный с масляной краской, и имела консистенцию, аналогичную майонезу.
Для другой смеси ученые растерли пигмент в желтке, высушили его и смешали с маслом — процесс, который могли использовать старые мастера, согласно скудным историческим записям, которые существуют сегодня. Каждая среда подвергалась ряду тестов, в ходе которых анализировались ее масса, влажность, окисление, теплоемкость, время высыхания и многое другое.
В обеих смесях белки желтка, фосфолипиды и антиоксиданты помогли замедлить окисление краски, что может привести к ее пожелтению со временем, сообщает команда ученых.
В майонезоподобной смеси желток создавал прочные связи между частицами пигмента, в результате чего краска была более жесткой. Такая последовательность была бы идеальной для таких техник, как импасто, выпуклый, толстый стиль, добавляющий текстуру искусству. Добавление яиц также могло бы уменьшить образование складок за счет создания более твердой консистенции краски. С масляными красками иногда происходит сморщивание, когда верхний слой высыхает быстрее, чем краска под ним, а высохшая пленка сгибается поверх более рыхлой, еще влажной краски.
Тем не менее, гибридные среды имеют несколько менее привлекательные для яиц качества. Например, яичная масляная краска может сохнуть дольше. По словам ученых, если бы краски были слишком желтыми, художникам эпохи Возрождения пришлось бы долго ждать, чтобы добавить следующий слой.
«Чем больше мы понимаем, как художники выбирают материалы и манипулируют ими, тем больше мы можем оценить то, что они делают, творческий процесс и конечный продукт», — говорит Кен Сазерленд, директор по научным исследованиям Чикагского института искусств.