Ученые привлекают граждан для исследования грозовых гамма-лучей

Гамма-лучи, самые мощные источники электромагнитного излучения во Вселенной, обычно исходят издалека — из-за черных дыр, сверхновых звезд и других экстремальных космических сред. Они часто образовываются из-за выбросов электронов, движущихся со скоростью, близкой к скорости света. Но в 1980-х и 1990-х годах физики обнаружили, что облака на Земле тоже испускают гамма-лучи: как короткие интенсивные миллисекундные всплески, так и более слабые длительные свечения.

— Загадка заключается в понимании того, каким образом бури ускоряют миллиарды электронов до скорости, близкой к скорости света, для создания γ-лучей, — говорит Вада, физик из исследовательской группы RIKEN Hakubi по экстремальным природным явлениям в Сайтаме, Япония.

Молния во время летней бури в Канагаве, Япония

В поисках ответа на вопрос он вышел на крышу при надвигающейся буре. Физики хотят не просто понять, как это происходит, но и использовать излучение для раскрытия некоторых фундаментальных теорий о грозах. Есть даже надежда, что γ-лучи могут помочь исследователям пролить свет на многовековой вопрос о том, что вызывает молнии.

Несколько наземных групп по всему миру сейчас изучают γ-лучи от штормов, в том числе группы на крупных объектах, предназначенных для наблюдения за высокоэнергетическими частицами из космоса. Но, используя сеть детекторов, небольшая японская команда исследователей была одной из самых успешных в мире в обнаружении этого явления: с 2015 года при маленьком бюджете они смогли обнаружить десять TGF и десятки свечений.

У Юки Вады и Теруаки Эното большие планы на Проект Грозовой Тучи. Сейчас они расширяют свою деятельность с помощью граждан Японии. В этом году команда создаст сеть из полусотни детекторов в школах, храмах и домах, которые позволят им улавливать больше гамма-лучей и следить за ними на протяжении всего их жизненного цикла, чего ранее никогда не было. В Японии этот проект является одной из первых попыток использования результатов исследований в области физики с помощью базовой науки, — говорит Юко Иккатай, исследователь в области научных коммуникаций из Института физики и математики Вселенной Кавли в Касиве.

Исследователи Юки Вада и Теруаки Эното на крыше средней школы Канадзава Идзумигаока со своим детектором гамма-излучения

В конечном итоге исследователи надеются разместить по всему городу сотни небольших детекторов. По словам Эното, сосредоточить свои усилия на Канадзаве было рискованным шагом, но он того стоил.

Подробности Проекта Грозовой Тучи можно прочесть в статье Элизабет Гибни из зарубежного издания NATURE.