Ученые обнаружили редкого ледникового шмеля на острове Врангеля в Арктике

Группа ученых, проводящая исследования на острове Врангеля в Северном Ледовитом океане, обнаружила отдельную популяцию ледникового шмеля.

Ранее представители Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики утверждали, что он обитает только в Архангельской области, и это единственная его популяция.

Михаил Березин – завотделом энтомологии Московского зоопарка обнаружил схожего шмеля примерно за 3 600 км от архипелага – на острове Врангеля, который, как известно, уже относится к Чукотскому автономному округу.

Находка была передана биологам из Архангельска. В ходе генетического анализа выяснилось, что это особый – врангелевский – подвид ледникового шмеля, у которого все параметры отличаются от новоземельского вида. Внешние отличительные черты почти незаметны, местами просто светлее окраска.

Отмечается, что на острове Врангеля «нового» шмеля намного больше, так как там растет много бобовых растений, без которых эти насекомые не могут жить.

По словам ученых, ледниковые шмели являются уникальными. Как известно, в ранние геологические эпохи эти насекомые были обитателями большой территории арктического шельфа, которая тогда была сушей.

Исследователи предполагают, что остров Врангеля является частью Берингии – древнего моста между Азией и Северной Америкой. Именно там, по мнению ученых, перемещались представители фауны. А в связи с тем, что на острове не было сплошного оледенения, на определенных территориях удалось сохраниться некоторым видам.

Врангелевские шмели строят гнезда в норках леммингов, которые тоже обитают в Арктике с древних времен. Песцы и птицы поморники выступают в роли угрозы для этих насекомых. Но и это далеко не все, так как сами шмели и их гнезда кишат клещами и нематодами.

Ученые считают, что потепление и активное освоение месторождений в Арктической зоне могут поспособствовать вымиранию ледниковых шмелей. В связи с этим исследователи намерены ходатайствовать о внесении данного вида в Красную книгу России.