Ученые моделируют астрофизическую турбулентность с наивысшим разрешением в мире

Квантовый физик Ричард Фейнман однажды назвал турбулентность «самой важной нерешенной проблемой классической физики». Даже после столетий исследований ученые все еще пытаются понять сложную и непредсказуемую природу турбулентности здесь, на Земле, от погодных условий до кровотока в артериях. Астрофизическая турбулентность, возможно, вызывает еще большее недоумение.

Теперь в исследовании, опубликованном в журнале Nature Astronomy, австралийские и немецкие ученые использовали вычислительные мощности Суперкомпьютерного центра им. Лейбница (LRZ) в Германии, чтобы выяснить, как турбулентность формирует межзвездную среду и таким образом помогает формировать звезды и планеты.

«Турбулентность — ключевой ингредиент звездообразования. Она контролирует темп звездообразования, поднимая газ и замедляя действие гравитации, что заставило бы звезды формироваться в сто раз быстрее, чем наблюдается», — говорит соведущий автор Кристоф Федеррат, астрофизик из Австралийского национального университета.

«Образование звезд стимулирует эволюцию галактик в больших масштабах и задает начальные условия для образования планет в малых масштабах, и турбулентность играет во всем этом большую роль».

Несмотря на то, что звездообразование происходит медленно, сама турбулентность может принимать различные скорости от крупномасштабных сверхзвуковых движений (быстрее скорости звука) до меньших дозвуковых весов.

Полная информация по исследованию доступна здесь.