Раскрыта новая тайна формирования половой принадлежности черепах

Колючий трионикс (Apalone spinifera) — самые крупные пресноводные черепахи в Северной Америке. Они откладывают яйца в солнечные отмели или гравийные отмели возле воды, из которых вылупляются яйца через 60–80 дней.

Группа исследователей во главе с Николь Валенсуэла из Университета штата Айова обнаружила, что существа определяют свой пол на основе количества белка, производимого их хромосомами до вылупления, а не количества и типа присутствующих хромосом — это явление, называемое компенсацией дозы половой хромосомы, говорится в статье издания COSMOS.

Валенсуэла объясняет, что понимание этого типа определения пола может помочь нам узнать, почему и как животные (в том числе люди) эволюционировали, чтобы использовать белки и хромосомы для определения пола. Это может помочь в случаях, когда присутствуют аномалии половых хромосом.

Определение пола сложное и различается у разных видов, и черепаха не исключение. У людей и большинства млекопитающих биологический пол определяется наличием определенных хромосом при оплодотворении яйца, но у рептилий, таких как черепахи и крокодилы, он чаще определяется после оплодотворения яйца, а не до того, как яйцо инкубируется.

В исследовании участвовал вид пресноводной черепахи Колючий трионикс (Spiny softshell turtle), обитающей в Северной Америке

В отличие от людей, у которых есть X- и Y-хромосомы, самки этих черепах имеют ZW-хромосому, а самцы — одну или две Z-хромосомы. У людей наличие только одной половой хромосомы может иметь серьезные последствия, такие как синдром Клайнфельтера и синдром Тернера. Если все хромосомы производят одинаковое количество белков, у самцов ZZ в два раза больше уникальных белков Z по сравнению с самками ZW или Z — за исключением того, что одиночные самцы Z не имели никаких проблем.

Команда ученых проанализировала ткани эмбрионов, детенышей и взрослых особей, чтобы увидеть, какие гены экспрессируются. Во время раннего развития эмбрионов они обнаружили, что экспрессия генов на Z-хромосомах удваивалась у самок ZW и самцов Z, чтобы компенсировать дисбаланс хромосом, что означало, что они производили примерно столько же белка, что и самцы ZZ.

Однако на поздних стадиях развития эмбриона количество белка, производимого Z-хромосомой, уменьшилось, что позволило W-хромосоме взять верх и помочь эмбриону стать женским до того, как он вылупится. Однако после вылупления пути назад нет.

Это означало, что черепахи ZW производили такое же количество Z-белков, что и самцы на ранних стадиях развития эмбриона. Интересно, что этот эффект был более выражен, когда яйца инкубировались в более прохладных лабораторных условиях — гены Z фактически продолжали экспрессироваться активнее, когда было тепло, и у самок не было возможности для развития.

Выводом ученых является то, что если климат станет слишком теплым, вылупится больше самцов, чем самок.