Новое исследование раскрывает тайны спиралевидной группировки атомов

В 2016 году изучение сегнетоэлектриков стало более интересным с открытием полярных вихрей — по сути, спиралевидной группировки атомов — в структуре материала. Теперь группа исследователей во главе с Аргоннской национальной лабораторией Министерства энергетики США (DOE) обнаружила новые нюансы в поведении этих вихрей, которые могут стать первым шагом к их использованию для быстрой и универсальной обработки и хранения данных.

— Пусть движение отдельных атомов само по себе может быть не слишком захватывающим, все эти процессы объединяются, чтобы создать что-то новое. И это является отличным примером того, что ученые называют «возникающими явлениями», — утверждает Хайдан Вэнь, физик отдела рентгеновских исследований Аргонны.

Вихри всего около 5-6 нанометров в ширину, что в тысячи раз меньше ширины человеческого волоса или примерно в 2 раза шире одной нити ДНК. Однако их движения нельзя увидеть в типичной лабораторной среде. Их нужно «привести в действие», использовав сверхбыстрое электрическое поле, что и делает их крайне трудными для наблюдения.

Вэнь и его коллега Джон Фриланд, старший физик в Аргоннском отделе рентгеновских исследований, потратили годы на изучение этих вихрей, сначала с помощью ультраярких рентгеновских лучей, а совсем недавно с помощью линейного ускорителя когерентного источника света. Исследователи смогли использовать лазеры для создания нового состояния материи и получить практически полную картину ее структуры при помощи дифракции рентгеновских лучей.

— Хотя такое состояние материи, так называемый «суперкристалл», не существует в природе, его можно создать при освещении тщательно спроектированных тонких слоев двух различных материалов, — сказал Венкатраман Гопалан, профессор материаловедения, инженерии и физики в Государственном университете Пенсильвании.

Полное исследование о спиралевидных группах атомов можно найти здесь.