Nature Astronomy: JWST обнаружил новое реактивное течение в атмосфере Юпитера

Новые красивые снимки Юпитера, сделанные космическим телескопом Джеймса Уэбба, показывают быстрое реактивное течение, окружающее экватор на высоте, никогда ранее не наблюдавшейся.

Исследователи знали о реактивных течениях Юпитера с тех пор, как в 1979 году пролетел космический корабль «Вояджер». Эти относительно стабильные ветры возникают вблизи основных облачных слоев планеты, в тропосфере. Недавно обнаруженное реактивное течение находится на высоте от 20 до 40 километров, в стратосфере, и движется со скоростью около 500 километров в час, что примерно в два раза быстрее, чем течения внизу, сообщили астрофизик Рикардо Уэсо и его коллеги в журнале Nature Astronomy.

«Мы не ожидали обнаружить эти странные движения в экваториальной атмосфере», — говорит Уэсо из Университета Страны Басков в Бильбао, Испания. По его словам, не существует теории, предсказывающей изменение ветров на такой высоте Юпитера.

Более ранние наблюдения Юпитера не смогли отобразить эту часть стратосферы. Его высота ниже той, которую видят наземные телескопы на Земле, и выше той, которую фиксирует космический телескоп Хаббл. Но с помощью специальных инфракрасных фильтров JWST удалось на необходимую высоту.

Изображения с высоким разрешением «потрясающие», говорит Лиминг Ли, планетолог из Хьюстонского университета, также не принимавший участия в исследовании. Исследователи использовали два снимка Юпитера, сделанные с интервалом в 10 часов. Основываясь на том, как за это время изменились атмосферные особенности, команда определила скорость потока.