Крошечные капли клеток мозга могут показать, чем наш разум отличается от неандертальца

В последние годы ученые выяснили, как получить эти капли из сотен тысяч живых человеческих нейронов, которые работают примерно как мозг.

Эти так называемые органоиды мозга использовались для изучения того, как мозг расслаивается, как он начинает самопроизвольно создавать электрические волны и даже как он поведет себя в условиях невесомости. Теперь исследователи используют эти кластеры размером с горошину для изучения нашего эволюционного прошлого.

В исследовании, опубликованном в четверг, группа ученых описывает, как ген, присутствующий у неандертальцев, вызвал разительные изменения в анатомии и функции органоидов мозга.

Какими бы кардинальными ни были изменения, ученые говорят, что еще слишком рано думать о том, что эти изменения означают для эволюции современного человеческого мозга.

Поперечный разрез органоида головного мозга человека, показывающий образование корковой пластинки, эмбрионального предшественника коры головного мозга

— Это скорее подтверждение концепции, — сказала Катерина Семендефери, соавтор нового исследования и эволюционный антрополог из Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Чтобы основываться на результатах, она и ее соавтор Алиссон Муотри основали Центр археализации Калифорнийского университета в Сан-Диего, состоящий из группы исследователей, занимающихся изучением органоидов и созданием новых с другими древними генами.

Доктор Семендефери и ее ученые использовали органоиды, чтобы лучше понять эволюцию человеческого мозга. В своей предыдущей работе она и ее коллеги обнаружили, что у обезьян нейроны коры головного мозга располагаются близко друг к другу, тогда как у людей клетки могут расползаться на большие расстояния.

Полное исследование по сравнению клеток мозга современного человека и неандертальца доступно в статье Карла Зиммера из The New York Times.