Icarus: на Нептуне исчезли облака

Недавнее исследование предполагает связь между солнечными циклами и атмосферой восьмой планеты Солнечной системы.

Каждая планета Солнечной системы имеет свой вид. На Земле есть аквамариновые океаны. Юпитер имеет панхроматические бури. Сатурн имеет мерцающие кольца. И у Нептуна есть призрачные облака — по крайней мере, раньше. Впервые за три десятилетия Нептун почти полностью свободен от облаков.

Известно, что облачный покров Нептуна имеет приливы и отливы. Но с октября 2019 года присутствует только одно тонкое белое пятно, дрейфующее вокруг южного полюса планеты.

«Это был первый раз, когда кто-либо видел это», — сказал Имке де Патер, астроном из Калифорнийского университета в Беркли.

Чтобы раскрыть дело об исчезающих облаках, ученые просмотрели 30-летние изображения Нептуна в ближнем инфракрасном диапазоне, сделанные с помощью наземных обсерваторий и космического телескопа Хаббла. В исследовании, опубликованном в журнале Icarus, доктор де Патер и ее коллеги назвали главного подозреваемого в этом очищении от облаков: Солнце.

Нептун, холодную планету, украшенную сверхзвуковыми штормами, посетил только один космический корабль «Вояджер-2», который пролетел мимо в 1989 году. Следовательно, мало что известно о планете, в том числе о природе ее эксцентричных углеводородных облаков.

Исследователи объединили изображения, сделанные Хабблом, обсерваторией Кека на Гавайях и обсерваторией Лик в Калифорнии, чтобы создать 29-летний фотоальбом Нептуна, начиная с 1994 года. Затем они сравнили его с солнечными циклами.

Солнце проходит циклы гиперактивности и спокойствия продолжительностью от восьми до четырнадцати лет, вызванные повторяющейся инверсией магнитного поля Солнца. Эти циклы, кажется, растут и падают синхронно с облачным покровом Нептуна.

В 2002 и 2015 годах, например, Нептун демонстрировал бесчисленное множество облаков, оба раза следовавших за пиком солнечной активности. Считается, что бомбардировка ультрафиолетовым светом вызывает алхимическую реакцию образования облаков в эфирном небе планеты.

И наоборот, во время надира Солнца парообразная завеса Нептуна исчезает — хотя неизвестно, почему нынешняя нехватка облаков настолько велика по сравнению с предыдущими циклами.

Было высказано предположение, что эти два чрезвычайно далеких небесных объекта могут быть невероятно связаны таким образом.

«То, что ультрафиолетовое излучение Солнца может определять структуру облаков Нептуна, похоже на дирижера оркестра, дающего указания одинокому скрипачу, находящемуся на расстоянии 2,8 миллиарда миль», — сказал Грант Тремблей, астрофизик из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.