Люди не симметричны. Большинство из нас используют одну определенную руку, а также балансируют на одной ноге, а не на другой. Мозг также не функционирует симметрично. Вариант этой идеи долгое время жил в поп-психологии, где людей иногда характеризуют как левополушарных (аналитических) или правополушарных (творческих). И хотя популяционная версия этого базируется на сомнительных данных, основная идея асимметричного функционирования мозга — латерализации — хорошо известна. Например, человеческая речь обычно обрабатывается в левом полушарии, а пространственная информация — в правом.
Наиболее знакомый людям тип латерализации — это деятельность рук. Это было изучено на животных, к примеру, какие руки обезьяны используют, чтобы что-то схватить и прочее. Но что делать, если у изучаемого животного нет рук или лап?
Оказывается, поведенческая асимметрия бывает разных типов, не только руки и ноги, но также и сенсорная асимметрия, при которой мы лучше справляемся с разными типами задач в зависимости от того, какой глаз мы используем, включая неосознанные повороты головы и тела.
При изучении латерализации у дельфинов, ученые разошлись во мнениях относительно того, что считается вращением «вправо» или «влево». После долгих дискуссий они поняли, что наткнулись на странную причуду человеческого восприятия. По-видимому, люди по-разному интерпретируют направление вращения в зависимости от ориентации животного.
До этого практически все научные исследования латерализации вращательных движений изучали лишь одно направление ориентации, например, поворот человека в вертикальном положении — поэтому вопрос никогда не поднимался. Однако это означало, что опубликованные исследования фактически использовали противоположные системы кодирования для разных животных, в зависимости от их ориентации. При вращении, при котором правая сторона двигалась к передней части тела, это обычно обозначалось как как «левый/против часовой стрелки» относительно людей и птиц, но как «правый/по часовой стрелке» относительно дельфинов и китов.
В некоторых предыдущих научных статьях утверждалось, что дельфины демонстрируют сильную правостороннюю поведенческую асимметрию, аналогичную человеческой праворукости, и, следовательно, имеют левополушарную специализацию для действий. Но поскольку «правильно» не всегда означало одно и то же в более ранних системах кодирования, было неясно, является ли это правдой. Чтобы проверить это, ученые исследовали различные типы поведенческой асимметрии у 26 дельфинов, и вопросы звучали так: «В каком направлении они оплывают лагуну?», «Какой стороной своего тела они касаются предметов?» и «В каком направлении они вращаются, если ныряют вверх и в сторону?». Разделив различные типы движения и используя однозначную систему кодирования RiFS/LeFS, ученые обнаружили, что дельфины все же не имеют общей правосторонней асимметрии.
Об исследовании ученых сообщает в своей статье Келли Джакола из Scientific American.