Человечество приблизилось к квантовому преимуществу

Два новых исследования показывают, что ученые, возможно, приближаются к достижению «квантового преимущества», точки, в которой квантовые вычисления могут решить проблему, которую вычислить невозможно.

В Европе датские и немецкие исследователи создали чип, который является многообещающим достижением в гонке по созданию первого в мире фотонного квантового компьютера, а группа из Китая использовала необычную экспериментальную установку, чтобы продемонстрировать квантовое преимущество во второй раз.

Первое исследование, опубликованное в журнале Science Advances, описывает разработку наночипа, ширина которого меньше одной десятой человеческого волоса, но который способен производить сотни стабильных фотонов, фундаментальных частиц света, которые можно использовать для хранения огромного количества данных.

Датская команда и их оборудование

«Теперь у нас есть инструмент, который позволяет создавать квантовый симулятор, который может превзойти классический компьютер», — объясняет Питер Лодаль, квантовый физик из Института Нильса Бора Копенгагенского университета.

Фактически, достижение этой вехи предполагает одновременное управление не менее, чем 50 квантовыми битами, известными как кубиты — аналогичны двоичным битам нулей и единиц в классических компьютерах. В прошлом году Google впервые добился этого с помощью сверхпроводящих кубитов, но новое исследование показывает, что это возможно и с помощью фотонов.

Фотонные квантовые вычисления — это всего лишь один из типов квантовых вычислений, которые различаются в зависимости от «строительных блоков», из которых состоят кубиты. Использование фотонов было в моде еще в 2000-х годах, но область стала ограничиваться неэффективными источниками и детекторами фотонов, а также сложной проблемой взаимодействия отдельных фотонов друг с другом.

Полная работа исследователей опубликована в статье журналистки Лорен Фьюдж американского издания COSMOS.