Если стая бабуинов встретит в саванне другую стаю, они могут держаться на почтительном расстоянии или вступить в драку. Но человеческие группы часто делают что-то другое: они сотрудничают. Племена охотников-собирателей регулярно собираются вместе для совместной охоты или для формирования крупномасштабных союзов. Деревни и города порождают нации. Торговые сети охватывают всю планету.
Человеческое сотрудничество настолько поразительно, что антропологи уже давно считают его отличительной чертой нашего вида. Они предположили, что оно появилось благодаря эволюции нашего мощного мозга, который позволяет нам использовать язык, устанавливать культурные традиции и выполнять другие сложные действия. Но новое исследование, опубликованное в журнале Science в четверг, ставит эту уникальность под сомнение. Оказывается, две группы обезьян в Африке регулярно смешивались и сотрудничали друг с другом в течение многих лет.
«Иметь расширенные, дружеские отношения сотрудничества между членами других групп, у которых нет родственных связей, действительно весьма необычно», — сказала Джоан Силк, приматолог из Университета штата Аризона.
Новое исследование основано на долгосрочных наблюдениях за бонобо, видом обезьян, обитающим в лесах Демократической Республики Конго. Сто лет назад приматологи считали бонобо стройным подвидом шимпанзе. Но эти два вида генетически различны и ведут себя совершенно по-разному.
Среди шимпанзе доминирующее место в обществе занимают самцы. Они могут быть чрезвычайно жестокими, даже убивать младенцев. Однако в группах бонобо доминируют самки, а самцы никогда не совершали детоубийства. Бонобо часто смягчают конфликты сексом — стратегия, которую приматологи не наблюдали у шимпанзе.
Большую часть своих ранних наблюдений за бонобо учёные провели в зоопарках. Но в последние годы они провели долгосрочные исследования обезьян в дикой природе. Мартин Сурбек, поведенческий эколог из Гарварда, в 2016 году создал новый наблюдательный пункт в заповеднике бонобо Коколопори в Демократической Республике Конго. Работая с народом монганду, живущим в соседних деревнях, он отправился в походы по лесам в поисках бонобо.
Во время своей первой разведывательной поездки доктор Сурбек был потрясен, увидев, что произошло, когда группа бонобо, за которой они следовали, столкнулась с другой. После возбужденного уханья обезьяны собрались дружной компанией.
Эта встреча сильно отличалась от того, что происходит между группами шимпанзе. Самцы шимпанзе обычно патрулируют границы своего ареала, готовые сразиться с самцами из других групп. Они даже будут подниматься на вершины холмов, чтобы осмотреть горизонт в поисках других групп.
После этого доктор Сурбек и его коллеги очень хорошо узнали обе группы бонобо. Одну группу из 11 взрослых они назвали Экалакала. Другая группа из 20 взрослых стала известна как Кокоалонго. Он и его коллеги наблюдали 95 встреч между двумя группами в течение двух лет. Некоторые длились меньше часа, но другие длились несколько дней. Однажды группы Экалакала и Кокоалонго задержались на две недели, прежде чем разошлись. Во время этих встреч бонобо вели себя так же, как в одной группе. Они ухаживали друг за другом, делились едой и вместе отгоняли змей.
Тем не менее, эти две группы оставались отдельными. Ученые не обнаружили никаких свидетельств существования потомства от обезьян Экалакала и Кокоалонго. Обе группы даже сохранили свою собственную культуру. Хотя их ареалы пересекались, они охотились на разные виды дичи. Бонобо Экалакала охотились на мелких млекопитающих, похожих на оленей, называемых дукеры. Бонобо кокоалонго ловили белок.