Жители Окинавы добиваются возвращения останков королевской семьи на родину

схожие новости

С конца 1920-х и по начало 1930-х годов исследователи из Императорского университета Киото собрали останки нескольких сотен человек возрастом от 200 до 600 лет из погребальных пещер в Окинаве, самой южной префектуре Японии, которая имеет свою культуру и язык. Теперь, в ответ на просьбы коренных народов всего мира о репатриации останков их предков, пятеро жителей Окинавы требуют, чтобы Киотский университет вернул кости и выплатил компенсацию.

Истцы говорят, что Киотский университет отклонил запросы на обсуждение вопроса, поэтому в 2018 году они обратились в суд. Дело медленно проходит через правовую систему, еще больше задерживается пандемией. Чтобы оказать давление на университет, в прошлом месяце истцы просили о международной поддержке на брифинге для иностранных корреспондентов в Японии.

В Киотском университете хранятся останки гробницы Момодзяна на Окинаве, Япония, где, как считается, похоронены члены королевской семьи Королевства Рюкю

Хранение останков нарушает конституционное право на свободу религии, поскольку у жителей Окинавы нет возможности почитать своих предков, говорит Ясукацу Мацусима, экономист из Университета Рюкоку, который является одним из истцов. Он добавляет, что Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов призывает к репатриации человеческих останков коренных народов. Считается, что кости, взятые из одного из памятников, гробницы Момодзяна, принадлежат членам королевской семьи Королевства Рюкю, которое базировалось на острове Окинава. Япония присоединила королевство к своей империи в 1872 году и распустила ее через 7 лет.

Киотский университет недавно опубликовал заявление, в котором говорится, что университет не считает, что кости были получены незаконным путем и что останки хранятся «в порядке, соответствующем их сохранности». Исследователи, которые собирали кости несколько десятилетий назад, утверждали в своих трудах, что получили разрешение местных властей. Но Мацусима говорит, что останки были вывезены «без согласия семей, родственников или жителей деревни».

По словам Мацусима, антропологи, которые привезли их в Киото, хотели изучить кости, чтобы выяснить сходства и различия между японцами и рюкюанцами. Но сегодня они фигурируют в давних вопросах о происхождении японского народа. Большинство ученых считают, что группы охотников — собирателей каменного века из северо-восточной Азии мигрировали на главные японские острова, когда сухопутные мосты соединили их с континентом. Другая теория утверждает, что первые мореплаватели Индо-Тихоокеанского региона следовали морскими путями на север, прыгая с островов через Тайвань и Окинаву, чтобы достичь Кюсю на юге Японии.

Каким бы ни было их происхождение, к этим ранним жителям присоединились более поздние волны мигрантов, пересекающих западную Японию с Корейского полуострова. Долгое время считалось, что смешение этих групп привело к образованию самобытного однородного японского населения. Однако недавние исследования ДНК показывают, что среди японцев существует огромное генетическое разнообразие, — говорит Мицухо Икеда, культурный антрополог из Университета Осаки. Анализ ДНК костей может пролить свет на эти ранние модели миграции, и Мацусима обеспокоен тем, что Киотский университет оставляет кости для извлечения ДНК для анализа. Однако на данный момент, похоже, останки никто не изучает.

Цуёси Тамагушику, потомок королевской семьи Рюкюань и участник судебного процесса, говорит, что он не знал, что кости были извлечены из гробницы Момодзяна, пока не прочитал новости об этом вопросе несколько лет назад. По его словам, для жителей Окинавы по-прежнему существует традиция совершать паломничество к гробнице. «Я очень зол узнав о том, что молился перед гробницей, когда внутри не было костей предков», — говорит Тамагушику. Он и другие истцы говорят, что Япония не идет в ногу с международной тенденцией возвращения останков и артефактов коренным народам.

Японское правительство, однако, не признает окинавцев коренными народами. Но с точки зрения культурной антропологии «Рюкюи — коренной народ», — говорит Икеда. Для Тамагушику это более личное. Он просто хочет, чтобы его предки «покоились с миром в своем собственном пристанище», оповещает в своей статье Деннис Нормиль.

Читать еще