Доказана теория о черных дырах, пожирающих звезды

Международная группа ученых в первый раз получила важнейшие доказательства формирования аккреционного диска в ходе приливного разрушения звезды, которое видно в оптических лучах. Об открытии, подтверждающем теорию пожирания звезды черной дырой, стало известно в предстатье, которая опубликована в репозитории arXiv.org.

Исследователи провели анализ изучения разнодлинновых волн, которое исходит от TDE, обозначающегося AT 2018hyz и открытого 6 ноября 2018 года. Местонахождение излучения похоже на галактику 2MASS J10065085+0141342, красное смещение которого составляет 0,046. Фактически она удалена от планеты на 600 миллионов световых лет.

Спектр AT 2018hyz с двойным пиком в бальмеровском излучении указал на диск эллиптической формы, который вращается вокруг сверхмассивной черной дыры. Во время последующих наблюдений специалисты поняли, что диск сформировался после приближения вещества разрушенной звезды к перицентру (самая близкая точка орбиты к черной дыре). Масса диска составила 5% от начальной массы звезды.

До сих пор наличие аккреционных дисков было зафиксировано только для маленькой доли TDE (~10%), которые были установлены как вспышки рентгеновского излучения. Что касается видимых в оптическом изучении TDE, в этом случае до сих пор нет никаких неопровержимых доказательств появления дисков.