Атомно-силовая микроскопия проливает свет на спутник Сатурна

Новое исследование Astrophysical Journal выявило некоторые из сложных молекул и реакций, происходящих на поверхности Титана, крупнейшего спутника Сатурна.

Как сообщает Эллен Фидиан в своей статье, на протяжении десятилетий человечеству известно, что на Титане имеется множество сложных молекул. Эти молекулы существуют в дымке над поверхностью Луны, и многие из них являются органическими, то есть содержат углерод и водород, связанные друг с другом в сложных структурах. Считается, что 2,8 миллиарда лет назад поверхность Земли была немного похожа на поверхность Титана сейчас. Таким образом, изучение Титана может дать некоторое представление о том, какой была Земля и когда начинала формироваться жизнь.

Один из способов выяснить об этом больше — воссоздать туман Титана на Земле. Следующий метод использовался для изучения дымки спутника десятилетиями. Контейнер из нержавеющей стали заполнен нужным количеством элементов, существующих на Титане, а среда (температура, свет, давление) соответствует тем же, что и на спутнике. Затем атомы внутри контейнера должны начать контактировать как на Титане. Получается, чтобы исследовать молекулы космоса, не обязательно регулярно его посещать.

Изображения органической дымки Титана в атомном масштабе, полученные с помощью атомно-силовой микроскопии

В новом таком исследовании, проведенном недавно, использовалась атомно-силовая микроскопия, относительно новая технология, которая может создавать проекции отдельных молекул. С помощью атомно-силовой микроскопии удалось получить изображения 12-процентной доли больших сложных молекул, которые находились в дымке.

Обнаружилось, что многие молекулы в основном представляют собой связанные кольца углерода, водорода и азота в детализированных кружевных структурах (на фотографии). Было высказано предположение, что эти типы молекул существовали на Титане раньше, но это первое подтверждение.

— Впервые мы видим молекулярную архитектуру синтетических соединений, подобных тем, которые вызывают ту самую дымку атмосферы Титана, — говорит Конор Никсон, исследователь космоса из Центра космических полетов имени Годдарда NASA.