Куда можно жаловаться на противоправные действия коллекторов

схожие новости

Многие банки, которые не могут своими силами взыскать долги с должников, вынуждены продавать долг коллекторам. Для этого составляется с выбранным агентством договор цессии.

В нем указывается, что долг полностью переходит к этой организации. Ее работники обладают разными инструментами воздействия на должников. Они должны учитывать требования законодательства при общении с гражданами.

Нередко эти условия ими нарушаются, поэтому часто у граждан возникает вопрос о том, как им можно защититься от этих коллекторов. Для этого оптимально первоначально подавать жалобы в разные государственные учреждения, а также можно обратиться в суд.

Законодательное регулирование

Все коллекторские агентства в процессе работы должны учитывать требования законодательства. Если они будут нарушаться, то фирмы могут привлекаться к ответственности, причем нередко она выражена не только в крупных штрафах, но и в уголовном преследовании.

Для регулирования работы этих компаний используются положения различных законодательных актов, к которым относится:

  • ФЗ №230, описывающий основные правила и нюансы работы данных организаций;
  • ФЗ №229;
  • ст. 382 ГК, где указывается, при каких условиях может продаваться долг.
Статья 382, ГК. Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу
1. Право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
2. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если договором был предусмотрен запрет уступки, сделка по уступке может быть признана недействительной по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об указанном запрете.
Предусмотренный договором запрет перехода прав кредитора к другому лицу не препятствует продаже таких прав в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве и законодательством о несостоятельности (банкротстве).
3. Если должник не был уведомлен в письменной форме о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий. Обязательство должника прекращается его исполнением первоначальному кредитору, произведенным до получения уведомления о переходе права к другому лицу.
4. Первоначальный кредитор и новый кредитор солидарно обязаны возместить должнику — физическому лицу необходимые расходы, вызванные переходом права, в случае, если уступка, которая повлекла такие расходы, была совершена без согласия должника. Иные правила возмещения расходов могут быть предусмотрены в соответствии с законами о ценных бумагах.

Самым значимым считается закон №230, принятый в 2016 году. В него регулярно вносятся разные изменения, причем его основным назначением выступает защита прав заемщиков.

В нем учитывается, какие меры могут предприниматься коллекторами для взыскания долга, как часто они могут звонить или приходить домой к должникам, а также какова ответственность за нарушение этого закона.

Сами заемщики должны тщательно изучить положения этих законодательных актов, чтобы при необходимости защищать свои права. При выявлении значительных нарушений в работе данной компании, можно сразу подавать жалобы в разные государственные учреждения.

Куда можно подать жалобу на коллекторов? Подробнее в видео:

Дополнительно имеется возможность вовсе отказаться от сотрудничества с работниками коллекторских агентств, но выполнить это можно спустя 4 месяца после образования задолженности.

Когда целесообразно подавать жалобу на коллекторов

Чтобы данные заявления были законными и действительно рассматривались правоохранительными органами или другими организациями, они должны учитывать положения законодательства.

Поэтому учитываются правила общения коллекторов с гражданами:

  • личные встречи разрешаются только раз в неделю;
  • звонить взыскатели могут только раз в день, а в неделю допускаются звонки в пределах двух раз;
  • в месяц звонить коллекторы должнику могут не больше 8 раз;
  • если для воздействия на неплательщика используется отправка писем или смс-сообщений, то выполнять этот процесс можно только два раза в сутки, а в неделю количество таких письменных обращений не должно превышать 4 раза;
  • в месяц сообщения могут отправляться только до 16 раз.

Если нарушаются вышеуказанные требования, то это уже является основанием, чтобы обращаться в полицию или другие организации, чтобы наказать нарушителей.

Непременно надо формировать жалобы при более серьезных противоправных действиях, к которым относится порча имущества должника, его оскорбление, использование запугивания или шантажа, разглашение конфиденциальной информации или звонки родственникам, руководству фирмы, где работает человек, или друзьям.

Какие действия являются противоправными

Если вовсе незаконными способами стараются работники агентства взыскать средства, то это является прямым нарушением прав гражданина, поэтому он может попросить помощи у разных государственных учреждений.

Наиболее значимыми нарушениями считаются:

  • психологическое воздействие и давление на человека;
  • постоянное унижение его достоинства, оскорбления или словесные издевательства;
  • звонки или посещение квартиры в ночное время;
  • нанесение значительного ущерба имуществу, принадлежащего должнику;
  • распространение конфиденциальных данных о гражданине, причем нередко это относится не только к предоставлению сведений родным или коллегам, но и даже размещение информации в социальных сетях или на специализированных сайтах в интернете;
  • коллекторы при общении с должником не рассказывают о том, как их зовут, где они работают, какую должность занимают, а также не предоставляют сведения о договоре цессии, на основании которого был продан долг;
  • угрожают арестом, воровством, разбоем или другими насильственными действиями;
  • расклеивают объявления в подъезде, раскрашивают стены или портят дверь должника;
  • общаются с инвалидами первой группы, детьми или людьми, находящимися на амбулаторном лечении.

Когда банк по закону может продать долг коллекторам? Узнаете здесь.

Все вышеуказанные действия нарушают законодательство, поэтому надо срочно реагировать на них. Подать жалобу можно в разные организации, причем выбирается конкретное учреждение в зависимости от нарушений со стороны взыскателей.

Куда целесообразно писать заявления

Существует несколько разных государственных организаций, куда можно подать заявление. При выборе учреждения учитывается, какие именно противоправные действия были совершены работниками агентства.

Обращение к руководству фирмы

Первоначально надо получить объяснение от непосредственного руководителя конкретного коллекторского агентства. Нередко директор даже не знает о том, что его работники пользуются незаконными действиями, поэтому может после жалобы от должника предотвратить такие меры взыскания.

Куда писать жалобу на коллекторов?

Важно! Штраф за такие воздействия варьируется для компаний от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб., поэтому часто руководство старается приструнить работников.

Если по-прежнему продолжают коллекторы нарушать закон, то придется обращаться в государственные учреждения.

Куда подать жалобу

Существует несколько организаций, куда целесообразно жаловаться:

  1. ФССП – судебные приставы, которые могут применять разные действия при выявлении незаконных действий коллекторов;
  2. НАПКА – ассоциация коллекторов, но целесообразно писать жалобу, если конкретное агентство состоит в этой организации;
  3. полиция, но желательно изначально обладать доказательствами нарушений прав гражданина, представленные видео или аудиозаписями;
  4. ЦБ решает так же эти вопросы, так как может отозвать лицензию на работу банка, если имеются нарушения в договоре;
  5. Роскомнадзор вмешается, если разглашаются конфиденциальные сведения о должнике;
  6. финансовый омбудсмен так же может повлиять на работу коллекторов;
  7. прокуратура не только будет разбираться в действиях агентства, но и может привлечь к ответственности работников полиции, если они не могут наказать нарушителей.
Невозможно сказать, куда обращаться наиболее эффективно, поэтому нередко должники пишут заявления сразу в несколько инстанций, чтобы повысить вероятность действительно значительного воздействия на работников фирмы.

Нюансы составления заявления в ФССП

В ПП №1402 указывается, что приставы обязаны формировать специальный реестр всех фирм, специализирующихся на взыскании долгов с частных лиц. Дополнительно ими регулируется работа этих компаний.

Поэтому при обращении в эту организацию можно ожидать, что приставы придут в агентство с внеплановой проверкой. Поэтому при составлении жалобы надо указать все противоправные действия, совершаемые коллекторами.

Причем желательно приложить к документу доказательства в виде записей, показаний свидетелей или других бумаг.

Жалоба в НАПКА

Эта фирма представлена некоммерческой организацией, сформированной коллекторами. Она дает возможность должникам жаловаться на разные незаконные действия фирм.

Как работают коллекторские агентства и нюансы данной профессии? Смотрите по ссылке.

Жалобу можно составить онлайн на сайте организации. К ней прикладываются дополнительные файлы, являющиеся доказательством правоты заявителя.

Ответ приходит на электронную почту в течение недели. Для этого проводится проверка, а если выявляются нарушения, то коллекторское агентство привлекается к дисциплинарной ответственности.

Заявление в Роспотребнадзор

Эта организация защищает права граждан. Помощь оказывается, если в самом кредитном договоре ущемляются права заемщиков. Дополнительно можно получить юридическую помощь от специалистов, на основании которой подается иск в суд на агентство.

Пример заявления.

Жалобу можно подавать на сайте организации, для чего надо заполнить специальную форму. Рассматривается заявление в течение месяца.

Нужно ли обращаться в полицию

Целесообразно писать жалобу в полицию при разных угрозах, шантаже, физическом воздействии, обмане или мошенничестве. При составлении заявления надо обладать доказательствами противозаконных действий работников агентства.

Для этого используются записи разговоров, видеоролики, документы, фотографии или другие бумаги. Полиция проверяет факт нарушения, после чего заводится дело, а также привлекаются фирмы к ответственности.

Зачем пишется жалоба в ЦБ

ЦБ в некоторых случаях помогает решить проблемы, возникающие с коллекторами.

Оптимально писать заявление, если нарушаются права граждан работниками банка, например, они разглашают конфиденциальную информацию или неправильно составили договор цессии.

Чем поможет Роскомнадзор

В эту организацию надо обращаться при распространении сведений о заемщике коллекторами.

Работники учреждения могут привлечь нарушителей к ответственности, поэтому фирма должна будет уплачивать значительные штрафы, а также ей выдается предписание устранить все нарушения.

Подать жалобу можно в интернете на сайте организации, для чего заполняется специальная форма, и прикладываются доказательства.

Какая помощь предлагается финансовым омбудсменом

Он является посредником между банками и заемщиками, поэтому дается возможность достичь компромисса и решить все проблемы мирным способом. Создан он Ассоциацией банков, причем целесообразно обращаться в эту организацию, если банк еще не подал иск в суд.

Как пожаловаться на коллекторов? Советы от юриста в видео:

Жалоба содержит сведения о противоправных действиях приглашенных банком посредников. Подавать ее можно на сайте или отправить документ по почте.

Дополнительно можно посетить учреждение лично в столице. Рассматривается заявление в течение трех месяцев.

Что сделает прокуратура

Желательно писать жалобу в нее при бездействии полицейских. В этом случае можно привлечь к ответственности не только коллекторов, но и работников полиции, которые не желают защищать права должника.

Заключение

Таким образом, если должник может зафиксировать нарушения в работе коллекторов, то он может подать жалобу в разные организации. Выбор учреждения зависит от имеющихся действий со стороны агентства.

Можно сразу писать обращения в разные компании, что повысит вероятность быстрого решения проблемы.

Читать еще